Понедельник, 09.12.2024, 13:48
Шапи КАЗИЕВ / Shapi KAZIEV
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Театр
СКОРО!

Юсуп Дадаев

ШАПИ КАЗИЕВ - ПИСАТЕЛЬ, ДРАМАТУРГ И ИСТОРИК

Выход в свет в 2008 г. исторического романа «Ахульго» известного писателя Шапи Казиева является крупным событием в литературной жизни Дагестана и России. Это первый широкомасштабный высокохудожественный роман, посвя щенный судьбоносному событию, повлиявшему на весь ход кавказской истории.

Чтобы хотя бы в общих чертах представить долгий творческий путь нашего талантливого земляка, очень кратко опишу его творческую биографию.

Казиев Шали родился в 1956 г. в Махачкале. Печататься начал еще в юности. После школы поступил на сценарный факультет Института Кинематографии.

Еще в годы учебы режиссер А.Абакаров снял на «Ленфильме» фильм «Зав трак» по сценарию Ш. Казиева. Затем киностудия приняла к производству сцена рий Ш. Казиева «Бумеранг», но трагическая гибель талантливого дагестанского кинорежиссера помешала фильму осуществиться.

В 2004 г. состоялась премьера фильма Ш. Казиева «Расул Гамзатов. Мой путь».

Ш. Казиев много писал и для театра. Его первая пьеса «Все, как у людей» стала победителем конкурса, который проводило Министерство культуры Рес публики Дагестан.

На Всесоюзном радио в Москве были поставлены пьесы Ш. Казиева «Сеятель твой», «Учитель Леша», «На БАМ, к сыну», где главную роль исполнил А.Джи гарханян. Эти пьесы транслировались много раз и получили большое количество откликов. Радиопьеса «Свой-чужой» была поставлена па Дагестанском радио.

Пьесы Ш.Казиева завоевали и театральные подмостки. В Москве были по ставлены пьесы «Пришелец» (МособлТЮЗ), «Театр военных действий» (театр «Белый лист»); в Дагестане – «Приключения горы» (Театр кукол), «Покушение» (Аварский театр), «Шамиль» (Дагестанский Русский театр), «Золотой осел Насреддина» (Русский и Аварский театры), не считая народных и других театров. Пьесы Ш. Казиева идут во многих городах страны.

Пьесы выхо дили в сборниках и отдельными изданиями. Только в издательстве ВААП-ИНФОРМ было опубликовано 10 пьес Ш. Казиева.

Произведения Казиева публикуются в России и за рубежом.

В газетах и журналах публикаций Ш. Казиева просто не перечесть.

В творчестве Ш. Казиева национальная культура переплетается с мировой. Немалое место занимает и современная тематика. Значительная часть произведе ний Ш.Казиева носит авангардистский характер. Олицетворением этого направления в его творчестве стала пьеса «В раю, проездом» («Автоответчик»), опубликован ная в альманахе «Современная драматургия» в 1986 г.

В 1989 г. Ш.Казиев был принят в Москве в члены Союза писателей СССР.

В 2001 г. Ш.Казиеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Дагестана.

Книга стихов для детей «Горская азбука» вышла в 1995 г. в Махачкале и в 2002 г. в Москве. Одно из стихотворений стало основой спектакля в Дагестанском театре кукол, некоторые помещаются в хрестоматиях. По «Горской азбуке» Ш. Казиева в детских садах создаются театрализованные представления, а многие де ти из дагестанской диаспоры учат по ней алфавит.

Музыкальный альбом «Песни вершин» на слова Ш.Казиева вышел в 2004 г. Песни и видеоклипы по ним звучат на телевидении. Их исполняет и ансамбль да гестанской школы в Москве. А песня «Салам алейкум» стала его «визитной кар точкой». Песня «Дагестан» исполняется с участием хора и танцевального ансамбля на празднике в День Конституции Республики Дагестан.

Центральная и дагестанская пресса много писала о большом успехе книги Ш. Казиева «Имам Шамиль» в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Канал «Культура» посвятил книге отдельную передачу. Книга быстро обрела по пулярность и переиздается. Широко представлена книга и в Интернете.

В 2004 г. Международное Сообщество Писательских Союзов провело обсуж дение книги. Видные писатели, ученые, литературоведы, дипломаты из России и СНГ дали произведению самую высокую оценку.

Книгу Ш. Казиева «Повседневная жизнь горцев Кавказа в XIX в.» (в соавтор стве с историком И.Карпеевым) пресса назвала мини-энциклопедией о горцах Кавказа.

В 2006 г. вышла книга III. Казиева «Повседневная жизнь восточного гарема», которая затем вышла и в формате аудиокниги.

В 2008 г. вышел замечательный роман Ш.Казиева «Ахульго. В том же году вышел сборник пьес «В раю, проездом.

В 2009 – вышел новый роман Ш.Казиева «Крах тирана» о нашествии Надир-шаха и героической борьбе горцев с жестоким завоевателем.

Особая страница в биографии Шапи Казиева - московское издательство «Эхо Кавказа», которым он руководит со времени его создания в 1992 г., и знаменитый журнал «Эхо Кавказа», а также множество книжных изданий, выпущенных под его руководством.

Ш. Казиев - лауреат ряда премий: Комсомола Дагестана по литературе, Меж дународной премии за лучшую книгу по истории, премии Союза журналистов и правительства Москвы, премии «Лучшие перья России», премии «Дагэнерго», премии Союза журналистов России «За профессиональное мастерство» и др.

За фильм «Расул Гамзатов. Мой путь» Ш. Казиев также удостоился ряда на град.

Общественная деятельность Ш. Казиева также весьма многопланова: публи кации в СМИ, выступления на круглых столах, участие в радио- и телепрограм мах, популяризация дагестанской культуры, проведение за рубежом выставок, по священных Дагестану и Кавказу, поездки на международные конгрессы и т.д.

Правительство Москвы не раз благодарило его за просветительскую деятель ность, укрепление межнационального сотрудничества, популяризацию нацио нальных культур и наградило его медалью «850-летие Москвы».

Теперь конкретно о романе «Ахульго».

С первых же строк романа чувствуются его размах, глубина, высокий худо жественный уровень. Сначала меня не покидало ощущение, что писатель взвалил на свои плечи непосильную задачу, сколько труда и душевных сил потребуется, чтобы справиться с ней! Но Шапи Казиев с честью выполнил свою миссию. Спа сибо ему за это. Уверен, что роман «Ахульго» принесет новую славу дагестанской литературе.

Прочитав роман, я испытал искреннюю радость и гордость за свой народ, за своих предков. Битва за Ахульго показала всему миру невиданный героизм, му жество, отвагу всех, кто в ней участвовал, от простого горца до русского солдата.

Особая ценность этого труда заключается и в том, что автору удалось макси мально объективно отразить картину событий, происходивших почти 170 лет на зад. Действие романа разворачивается не только в Дагестане, но и в России - от царских дворцов до Минеральных Вод, причем автор охватывает большой вре менной период, не ограничиваясь событиями вокруг Ахульго. Автор не только впечатляюще реконструировал упоминающиеся в хрониках и других материалах события и персонажи, но и привнес много нового, дополнив недостающее с по мощью творческого воображения, в духе времени, органично и убедительно.

Как историк, немало писавший на эту тему, берусь утверждать, что автор пе реработал огромное количество материалов самого разного периода и характера, включая ранее неизвестные. В романе читатель найдет ответы па многие вопросы, остававшиеся до сих пор не до конца ясными. Почувствует, что Ахульго - это не только географическое или военное понятие. Ахульго - это явление гораздо боль шее, это одно из высших проявлений человеческого духа, роднящее горцев со всем миром.

В XIX веке Ф. Рубо написал картину-панораму «Штурм аула Ахульго», кото рая принесла ему мировую известность. Кисть большого художника создала уди вительно колоритное и высоко трагичное произведение. Роман Шапи Казиева я невольно сравниваю с панорамой Франца Рубо. Талантливое перо писателя, су мевшее показать словом так глубоко, ярко и честно все, что произошло на Ахуль го, заслуживает сегодня, в XXI веке, такой же высокой оценки, как в свое время полотно Рубо.

Оценивать литературные достоинства этого произведения еще будут извест ные писатели, поэты, литературные критики и ученые. Как рядовой читатель от мечу великолепное владение словом, напряженные диалоги, волнующий увлека тельный сюжет, полнокровные образы, характерные типы той эпохи, глубокое знание русской и дагестанской литературы, фольклора, эпоса, горской жизни и солдатского быта, разнообразных реалий того времени.

Красивый, богатый и в то же время простой язык изложения романа, напоминающий пленительный звук чистой горной речки, вызывает чув ство восхищения талантом автора и благодарности ему за удовольствие от чтения.

Говоря о новом произведении автора, хочется отметить важную закономер ность в творчестве Шапи Магомедовича. Роман создавался не спонтанно и не случайно. В 1987 г. была издана, а затем и поставлена его пьеса «Шамиль». К 200-летию имама Ш.Казиев выпустил в издательстве «Эхо Кавказа» иллюстрирован ную энциклопедию «Шамиль», где был составителем и автором ряда статей. За тем в серии ЖЗЛ вышла его великолепная книга «Имам Шамиль». Эта самая со держательная и объективная работа об имаме Шамиле и его жизненном пути сре ди всех работ, изданных у нас в стране и за рубежом. Она заслуженно получила обширный и положительный отклик в прессе и стала настоящим бестселлером, хотя кое-кто пытался не признавать очевидного факта. Но второе, а затем третье и четвертое переиздание книги расставили все по местам.

Каждый, кому посчастливится прочитать «Ахульго», испытает массу чувств и переживаний. Для написания такого поразительного романа, кроме писательского таланта, требуется моральное право, особое состояние души, и все это есть у Ша пи Казиева, человека благородного духа, презирающего подлость, ложь, коварст во, двуличие.

Видимо, так устроен мир, что цивилизация развивается на основе труда, творчества талантливых и добрых людей. Сама судьба и воля Всевышнего помо гают им творить добро, созидать для своих современников и потомков нечто непреходящее.

В подтверждение своих мыслей хочу привести один случай из нашей встречи с великим Расулом Гамзатовым. Зимой 2000 г. Расул Гамзатович пригласил меня к себе домой, как он выразился, для важного разговора. «Юсуп, - сказал он - мы хотим представить на Государственную премию в области литературы твои исторические книги «По тропам шамилевских сражений» и «Ахульго - боль моя». Для меня это было полной неожиданностью, я растерялся и стал говорить, что я не литератор, что среди членов Союза писателей есть десятки людей, более дос тойных, чем я и т.д. Но он меня прервал: «Ты мой друг, я тебя не спрашиваю, хо чешь ты или нет. Я ставлю тебя в известность, так что приходи на заседание Сою за писателей, где будем обсуждать этот вопрос». Мы с ним потом поговорили о Шамиле, Хаджи-Мураде, Ахвердилаве, о других наибах Шамиля. Сколько добрых глубоких мыслей я услышал в тот день! Он предложил: «Союзу писателей Даге стана и культурно-историческому обществу «Фонд Шамиля» (я тогда возглавлял этот Фонд) необходимо собрать и издать антологию «Русские писатели, поэты, мыслители о Дагестане», начиная с XVI-XVII веков и до настоящего времени. Другая антология должна была называться «Россия в творчестве дагестанских пи сателей и поэтов».

Тогда же он высказал еще одну сокровенную мысль о необходимости созда ния исторического романа об Ахульго: «Нужно найти талантливого писателя, ко торый возьмется за это дело. К сожалению, у меня сил не хватит. Но запомни, это моя мечта, чтобы дагестанцы, россияне получили возможность прочитать капи тальный труд об Ахульго, это будет памятник погибшим в сражениях на Ахульго дагестанцам и русским». Так закончилась наша беседа, но я не забывал о мечте Расула Гамзатовича и часто думал, кто бы это мог сделать. Когда на заседании издательского дома «Эпоха» Гамзат Магомедович Гамзатов сказал, что необходимо найти писателя, который бы смог написать достойный роман об Ахульго, я сразу вспомнил Расула Гамзатова и подумал: «Как хорошо, что есть такие люди, как Гамзат Магомедович, наверное, они с Расулом Гамзатовым говорили на эту тему. Ведь они были больше, чем близкими друзьями». Я тут же предложил кан дидатуру Шали Казиева и сказал, что он способен справиться с этой грандиозной задачей. Меня поддержал покойный Гаджи Абашилов. Там же, надо отдать долж ное Г.Гамзатову, вопрос был решен, и Шапи согласился взять на себя этот архи сложный труд. Я могу представить, как радовался бы сегодня Расул Гамзатов, увидев, что его мечта претворилась в жизнь, какие слова великий мастер слова сказал бы в адрес Шапи. Уверен, что эти слова были бы самыми емкими и точны ми, заключающими в себе высокую оценку труда автора и благодарность за осу ществление его мечты. Наверное, радость была бы двойной, потому что это сде лал его друг-воспитанник Шапи Казиев, которому Расул Гамзатов посвятил по эму «Времена и дороги», ставшую, к сожалению, последней поэмой великого мастера слова.

Читая строки романа, в памяти все время, как факел, освещающий в ночной мгле дорогу путнику, вспыхивали слова Расула Гамзатова:

В селениях, что выше гнезд орлиных.

Частенько я слыхал от стариков

Мол, горец тот всего наполовину,

Кто не был никогда на Ахульго.

 Хотел бы отметить еще один аспект, делающий роман масштабным истори ческим полотном, - художественный реализм. Абсолютное большинство участ ников той трагической драмы, начиная от Шамиля и его сторонников, царского генерала Граббе и его офицерского корпуса, до простых горцев, солдат, детей, женщин и стариков, - это реальные участники знаменитой битвы за свободу и че ловеческое достоинство. И у каждого в романе своя судьба, своя правда, своя особая роль в грандиозных событиях той эпохи. Каждый персонаж в романе вы ступает как личность, со своими мыслями, поступками. Они создают богатую па нораму, многоплановость и в то же время яркую, добрую, жизнеутверждающую ауру романа.

Мне кажется, что, бывая на Ахульго, слушая предания старожилов-горцев, прикасаясь к камням Ахульго, отыскивая в архивах но вые исторические материалы, автор испытывал огромное чувство ответственно сти перед героями будущего романа. Он будто разговаривал с Шамилем, спорил с Юнусом и Султанбеком, упрекал генерала Граббе за его коварство, сочувствовал Аркадию и Лизе - верной и преданной жене русского декабриста, восхищался кра сотой маленькой Муслимат, встречался с Хаджи-Мурадом, стараясь проникнуть в его душу, как и в души множества других персонажей романа. У меня ко мок застревал в горле, глаза наполнялись слезами и в то же время улыбка возни кала на лице, когда я читал строки, посвященные детям Ахульго, их подвигам, мужеству, необычайному героизму. Дети Шамиля: семилетний Джамалуддин, пя­тилетний Гази-Магомед, шестилетняя голубоглазая красавица Муслимат - дочь наиба Сурхая, воспитанник царского полка сирота Ефимка...

Автору романа удалось показать через поступки, действия своих героев, что Ахульго, являясь общедагестанской, общекавказской, общероссийской святыней, в то же время - символ дружбы и братства дагестанских народов с великим русским народом. Ахульго - это предостережение тем, кого не устраивает многонациональ ное, поликонфессиональное единство Дагестана и России. Каждая строка романа пронизана, я бы сказал, пропитана духом свободы и достоинства человека, равенст ва людей независимо от этнических и расовых различий.

Автор, на мой взгляд, жил, страдал, испытывал боль утрат и лишений, высо ких чувств любви и верности вместе с каждым героем. Иначе писать так талант ливо и интересно невозможно.

Автор размышляет и о том, почему в этих голых бедных скалах погибло столько людей, неужели нельзя было все решить мирно, ведь любая война закан чивается миром.

Каждый читатель заметит доскональное знание автором географических и ландшафтных особенностей мест действий. К примеру, автор художественно убе дительно представил систему оборонительных сооружений, созданных горцами на Ахульго, места дислокации и перемещения царских войск, каждого батальона, расположение артиллерийских батарей, полков, отрядов горской милиции. Чита тель живо и красочно представит себе как общую картину событий, так и ее дета ли, фрагменты - какими были и где стояли штабные палатки генералов, полевые кухни, по каким тропам к осажденному Ахульго стремились горцы, где и как пе реходили Андийское Койсу, на каком склоне Ахульго была та пещера, где скры вались оставшиеся в живых Шамиль, его семья и сподвижники. Вместе со спе циалистами, писатель сверял свои материалы с увиденным на месте, что-то при нимал, кое-что отклонял. Кропотливая, чрезвычайно серьезная работа позво лила Шали Магомедовичу сделать то, что не удавалось еще никому.

Не сомневаюсь, что исторический роман «Ахульго», которому была присуждена Большая литературная премия им. Р.Гамзатова, есть значительный вклад в дагестанскую и российскую литературу, нашу об щую духовную жизнь. Он станет важным инструментом в деле патриотического и интернационального воспитания, прежде всего молодежи, юношества, формиро вания высоких морально-нравственных качеств, чувства гордости за свою родину, готовности защищать ее, быть всегда и во всем настоящим интернационалистом.

В одной из песен Шапи Казиева есть такие слова:

 Мы выросли, воздухом вольным дыша,

Орла наблюдая полет.

И где бы мы ни были, горца душа

На родину нас позовет.

 Сегодня мы - дагестанцы можем радоваться и гордиться успехами талант ливого писателя, сценариста, поэта и историка Шапи Казиева, достойно пред ставляющего Дагестан в Москве, за рубежом, и желаем ему крепкого здоровья и новых творческих успехов.


М.Котляров
Песни
Хаджи-Мурат

Sh.Kaziev © 2024 счетчик посещений сайта